Итак, мы только что выложили на сайт первый фрагмент нового цикла "Хроник Народов". Этот цикл, носящий гордое название "Боги и Демоны" будет состоять из четырех эпизодов, раскрывающих тайную историю мира "PANZAR: Forged by Chaos". Представленная сегодня глава расскажет о создании вселенной, о силах, принимавших в нем участие, о роковых ошибках творцов и первых трагедиях, имеющих грандиозное значение для будущего всех четырех народов.
В ближайшие дни здесь начнет публиковаться вторая часть "Эпохи Последних Слов" - будьте готовы к продолжению приключений Вольфганга и Скалогрыза. В обозримом будущем их не ждет ничего хорошего.
Наш мир не существовал извечно. Как и все остальные миры, он был однажды создан посреди пустоты, что мы зовем Бездной. Из иных вселенных только им ведомыми тропами пришли боги — и наделили небытие формой, придали ему свойства, слепили из вымысла реальность.
Первой явилась Сай'Джари, которую эльфы знают как Всевидящую Луну, а мы, алхимики, почитаем под именем Безликой Матери Стихий. Каноническое изображение Сай'Джари — высокое существо в просторном синем балахоне, с лицом, закрытым белой маской. Именно в таком воплощении являлась она своим избранным последователям, хотя, разумеется, это не имеет ничего общего с ее истинным видом. Будучи единым целым с первозданным Хаосом, Безликая могла с легкостью изменять его законы, а потому без труда вызывала возмущения в пространстве и времени, сплетая из них ткань Начального Пламени.
Хаос полыхал, и в этом грандиозном пожаре возникали основные компоненты, необходимые для строительства миров — те самые Семь Стихий, на которых зиждется все современное алхимическое учение: камень, вода, огонь, ветер, мороз, кровь и слово. Тогда, в эпоху зарождения, элементы служили лишь инструментами, представляя собой скорее свойства, нежели нечто действительно материальное.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Сай'Джари наполнила их смыслом, определила каждому задачу и место, создав таким образом существующий порядок вещей во всей его многогранности и неповторимости: камень стал незыблемым фундаментом, вода — универсальным растворителем, огонь — созидателем и разрушителем, ветер — посыльным, мороз — хранителем, кровь — основой жизни, а слово служило средством управления. С тех пор никакое колдовство немыслимо без слова, ведь все остальные стихии подчиняются лишь ему.
Из семи элементов Безликая создала сферу мира, заключенную в оболочку из особого металла. Оболочка эта не цельная, она состоит из множества непрерывно вращающихся полос, наполняющих пространство внутри различными силами, действующими в соответствии с определенными законами. Внутренняя поверхность сферы неподвижна и прочно скреплена магическими заклепками — звездами. В центр сферы богиня поместила гигантский шар, ставший впоследствии нашей планетой, окружила его меньшими по размеру — будущими светилами. По первоначальному замыслу светила эти должны были быть абсолютно одинаковыми и вращаться вокруг центрального шара равномерно, так, чтобы на его поверхности никогда появлялось лишенных света мест.
Однако Хаос сыграл с Сай'Джари злую шутку: богиня, несмотря на собственные разум и волю, по-прежнему оставалась его частью, а значит, была непредсказуема и обречена на изменения. То, что произошло с ней, мы сейчас назвали бы раздвоением личности — причем в буквальном смысле: у великой художницы возникла темная сестра-близнец: лживая, непостоянная, стремящаяся к разрушению и уничтожению. Во времена расцвета Арганайской философии многие эльфийские теологи трактовали это несколько иначе: якобы Хаос, как некая единая, замкнутая среда, постоянно стремится к внутреннему равновесию, и, если внутри него что-то рождается, то, значит, что-то другое должно непременно погибнуть. Достаточно долгое существование Безликой Праматери в качестве созидателя качнуло чаши весов в противоположную сторону, вызвав из небытия ее антипода. Современные теории Братства Алхимиков оспаривают подобную точку зрения, упирая на так называемый Постулат Тавруса, который гласит, что Хаос должен считаться бесконечным и неупорядоченным до тех пор, пока не доказано обратное.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Так или иначе, но темная Сай'Джари, носящая в летописях имя «Химера» или «Ночная Госпожа», обладала всеми качествами своего близнеца, но использовала их в совершенно противоположных целях. Она погасила светила, вращавшиеся вокруг планеты, кроме одного — в последний момент сестра успела остановить ее. Они бросили друг другу вызов, и их битва длилась многие эпохи, вызвав серьезные колебания первопространства вокруг, благодаря чему сюда нашли путь другие существа, бродившие пустынными дорогами Хаоса. Большинство теологов считает (в этом их даже поддерживают философы алхимиков), что схватка Безликих продолжается и поныне, обреченная длиться до скончания времен — ведь, по сути, богиня вынуждена биться сама с собой, а потому ни одна из сторон не в состоянии одолеть другую. Ныне борьба Сай'Джари и Химеры часто используется в аллегорическом смысле, как обозначение вечного противодействия двух равных, но абсолютно разных начал. Например, вот отрывок из одной весьма фривольной песенки, популярной в придорожных кабаках:
О, изгибы и спины, и плеч белизна,
И взглядов, прячущих страсть, новизна -
Любить чужих жен запрещает мне вера,
Но ее вновь и вновь побеждает Химера!
Как бы то ни было, остановить вращение небесных тел темная богиня не успела, и они продолжили движение по своим орбитам. То, что продолжает излучать свет, стало нашим солнцем, а все остальные теперь называются лунами. Солнце вращается по внутреннему своду сферы, и может освещать лишь одну сторону планеты — отсюда происходит непрерывное чередование дня и ночи. Луны отражают его свет, и потому видны. Считалось, что на одной из них иногда можно разглядеть белую маску Сай'Джари — во всяком случае, именно отсюда произошло древнее эльфийское имя создательницы. Вскоре после того, как гномы в глубинах Торгорского Кряжа выпустили чудовищное проклятие, эта луна погибла, наполнив часть небосклона россыпью обломков. С чем это связано, не знает никто — во всяком случае, никто из уцелевших.
Но вернемся к предмету нашего разговора. Как я уже говорил, два воплощения Безликой начали бесконечную битву, а шум ее привлек из пустоты новых богов. Из бездонной пропасти появились древние и мудрые существа, обладающие невероятными способностями. Их имена, дошедшие до нас благодаря летописям и легендам, скорее всего, являются плодом чьего-то буйного воображения, но за неимением иных вариантов, будем придерживаться традиционных: Н'рулл, Зар, Аш-Тай, Кайракс и Серый Алвинд. Несмотря на то, что в большинстве источников боги выступают в качестве мужчин, доподлинно известно: как такового пола они не имели, попросту не нуждаясь в нем, ибо в незапамятные времена возникли из пустоты благодаря флуктуациям Хаоса.
Эти пятеро проникли внутрь сферы Сай'Джари, опустились на поверхность центрального шара и, ведомые неизбывной жаждой творчества (ведь только она позволяет получать из старого новое, и лишь степень ее чистоты, незамутненности отличает простых смертных от богов), начали обустраивать наш мир.
Все семь необходимых элементов находились у них под ногами — и демиурги не стеснялись ими пользоваться. Аш-Тай поднял камень, выстроил из него долины, горные цепи. Серый Алвинд наполнил низины водой, создав моря и озера, запустил подземные потоки, научил воду испаряться, образуя облака, и вновь падать вниз дождем. Он же пронизал воздух течениями и ветрами, дав начало всем погодным явлениям. Эльфы не зря называют радугу тропой Алвинда.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Зар, жесткосердный и буйный, прошелся по творениям своих собратьев, вложил в их картины изменчивость, склонность к саморазрушению, выстроил в горах вулканы, наделил тучи способностью извергать молнии и град, а ветер одарил талантом превращаться в ураган. Н'рулл определил каждому явлению срок существования, а Кайракс, мастер слов, свел систему воедино, объяснив ей принципы и законы ее работы.
Мир ожил. В соответствии с замыслами богов, стихии начали взаимодействовать друг с другом, меняя свойства, порождая новые формы бытия. Так, вода и камень при слиянии образовали плодородные почвы, а ветер и кровь наделили их жизнью — возникли первые растения. Всего через несколько тысячелетий повсюду, кроме горных массивов на севере и юге, зеленели леса и луга. Им больше не нужны были творцы, они росли сами по себе, наполнялись примитивными зверями и птицами. На вершинах горных хребтов вода и мороз породили ледники, а в темных глубинах под ними из камня, крови и огня родились магические кристаллы.
Боги были довольны построенным миром. Но хотелось им, чтобы его совершенством, его великолепием могли наслаждаться и другие глаза. Демиурги уже тогда прекрасно знали, что не останутся здесь навечно, а потому мечтали оставить после себя существ, способных воспринимать красоту и любоваться ею. Вот тогда и появились Перворожденные, Старший Народ. По одним источникам, их создали окрыленные вдохновением Н'рулл, Аш-Тай и Серый Алвинд. По другим — эта троица просто перенесла эльфов из иной, уже знакомой им, вселенной. Есть необъятное множество противоречащих друг другу версий, и ни одна из них в настоящий момент не может быть опровергнута или доказана. А потому каждому из нас остается лишь верить в ту, которая кажется более разумной и подходящей.
Кайракс, повелевающий словами, увидев новых разумных существ, воспылал завистью к своим собратьям. Он как никто иной понимал, что создание разума — это наивысшая ступень творчества. Его ревность стала семенем, из которого потом проросло великое зло. Уединившись в северных горах, Кайракс пытался самостоятельно соединить камень, кровь и слово воедино, но не достиг никаких результатов. Хотя некоторые из историков, указывая на возникших много позже гномов, делают вывод, что Кайракс все же преуспел, однако для того, чтобы итог его трудов проявился, потребовалось огромное количество времени. Эти гипотезы также весьма спорны, но не лишены оснований — ведь «гранит не суетится», как говорят бородатые подземные умельцы.
Полагая, что потерпел неудачу, Кайракс в отчаянии предпринял вторую попытку — там, где теперь возвышается плато Ру-Аркх, он смешивал стихии, выстраивая из них нечто живое, наделенное способностью мыслить. Однако эльфийские летописи весьма категоричны относительно финала:
«Год за годом, пробуя различные сочетания, наполняя их светом лун или дуновением ветра, высекая искру сознания из густых испарений болот, воздвигая силуэты из ночных теней, наделяя их плотью из топких глубин, Кайракс-Оратор работал над новой жизнью — но работал безуспешно. То, что выходило из-под его рук, не обладало разумом и могло послужить лишь пародией, нелепым издевательством над прекрасным Старшим Народом».
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Эльфийские хронисты не забывают хвалить себя, но, тем не менее, не грешат против истины — Кайракс снова и снова терпел поражение. И с каждым новым провалом все глубже разверзалась в его душе пропасть зависти, и поднимался из ее глубин душный дым ненависти. Беспрерывное противоборство света и тьмы в этом случае завершилось безоговорочной победой Химеры. Кайракс больше не встречался с собратьями — уединившись на краю земли, копил он злобу, бессмертный, могущественный, но не всесильный. Кстати говоря, создания, упоминающиеся в приведенном выше отрывке, вполне могут быть легендарными болотными обезьянами, мифическими прародителями орков. Ни в одной известной нам эльфийской летописи эти существа не упоминаются, ни в одной из алхимических цитаделей не найти даже кости болотной обезьяны, и все, чем мы располагаем — это орочьи сказки да несколько устных, часто противоречащих друг другу историй, не вызывающих особого доверия.
Солнце продолжало вращаться вокруг планеты, боги продолжали трудиться, беспрерывно исправляя, обновляя, дополняя уже сделанное, придавая миру знакомые нам очертания. Постепенно эльфы разочаровали их. Сам Старший Народ никогда не признает подобного, но любой человек, достаточно подробно изучивший историю тех времен, непременно придет к похожему выводу. Демиурги увидели, что перворожденные увлечены собой, а не окружающим их великолепием — длинноухим не было дела до мира, они не собирались познавать или дальше совершенствовать его, вместо этого сосредоточившись на собственных удовольствиях.
Тогда боги решили создать новый народ. Народ, не имеющий возможности жить вечно, лишенный умения творить высшую магию. Народ, способный и вынужденный стать полноценной частью вселенной. Естественно, речь идет о нас, людях.
С разных концов света собрались демиурги на совет. Все, кроме Кайракса — тот, без сомнения, слышал зов, но являться на него не спешил. Без него, вчетвером, они не решились начинать, ибо стремились к совершенству и боялись вновь допустить ошибку. На поиски Кайракса отправился Аш-Тай, повелитель земли.
Обойдя самые удаленные уголки мира, он нашел мятежного духа среди непроглядных джунглей Ру-Аркха. И в тот момент, когда закончил приветственную речь, Кайракс без предупреждения напал на него. Их поединок подробно описывает «Баллада о Схождении Мрака», старинная эпическая песнь, несколько веков назад непременно звучавшая во всех пиршественных залах. С тех пор ее высокопарный слог успел выйти из моды, но для наших целей это значения не имеет. Предполагается, что баллада представляет собой попытку перевода древней эльфийской песни скорби.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Средь высоких дерев,
Где повсюду лишь тень,
Бурно плещется гнев,
Пожирающий день:
«Повелитель Аш-Тай,
Сам Хозяин Земли,
Свою жизнь защищай,
О пощаде моли!»
Но Кайраксу в ответ:
«О, приди в себя, брат!
Здесь врагов твоих нет,
А я так тебе рад...»
Молний черных клубок -
Не отбить, не стерпеть -
Рухнул каменный бог
На разбитую твердь.
Враг тяжелой пятой
Ему на грудь наступил,
И в трясине густой
Брата он утопил.
Страшная и внезапная гибель Аш-Тая шокировала остальных демиургов. Н'Рулл, Зар и Серый Алвинд ополчились против Кайракса. Тот отчаянно сопротивлялся, но не смог справиться с разъяренным Заром. Его пленили и лишили силы.
Долго думали трое богов, как поступить с преступником, и в конце концов, приняли решение. Н'рулл взял уникальный металл, из которого изготовлена Внешняя Сфера мира, и выковал из него камеру. Металл этот — единственный во всех вселенных материал, способный удержать даже Хаос — только благодаря нему Внешняя Сфера до сих пор хранит наш хрупкий мир от полного уничтожения. В камеру Зар опустил обезумевшего Кайракса, а Серый Алвинд наложил на двери великое заклятье, заперев их собственной печатью. Камеру опустили в толщу земли, чтобы жертва вечно стерегла своего убийцу — а тайну точного места захоронения не знает никто из живущих, боги унесли ее с собой. Эльфы впоследствии неоднократно пытались найти гробницу Кайракса, но так ничего и не добились. Возможно, это всего лишь миф, красивая и печальная сказка, призванная объяснить наличие зла в нашем несовершенном мире.
Трагедия серьезно повлияла на демиургов, заставила их надолго отказаться от планов по созданию человечества. Только спустя три тысячи лет они оправились от своего горя настолько, чтобы попытать счастья вновь. Из глины, песка, света звезд и воя ветра они выстроили существ, не виданных ранее. Внешне похожих на эльфов, но по сути отличающихся невероятно.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
Хроники народов. Боги и Демоны. Часть первая.
О взаимоотношениях людей с богами я уже рассказывал — нет смысла повторяться. Одарив мир молодой расой, демиурги исчезли. Ушли за пределы Внешней Сферы — по бесконечным тропам в глубины Бездны, творить новые миры и создавать новые народы, наполняя порядком бесконечный Хаос, уравновешивая абсолютным творчеством абсолютное ничто. Таково их предназначение: посреди бескрайней смерти сеять жизнь.